год: 1987 страна: США, Великобритания слоган: «Born to Kill» Режиссер: Стэнли Кубрик /Stanley Kubrick/. сценарий: Gustav Hasford, Стэнли Кубрик, Michael Herr продюсер: Жан Хэрлан, Michael Herr, Филип Хоббс, ... оператор: Дуглас Милсом композитор: Вивиан Кубрик, Джефф Бэрри, Том Т. Холл, ... жанр: боевик, триллер, драма, военный бюджет: $30 000 000 сборы в США: $46 357 676 премьера (мир): 17 июня 1987 время: 116 мин Актеры: Д'Онофрио, Винсент /D'Onofrio, Vincent/, Ли Эрми /Lee Ermey/, Мэттью Модин /Matthew Modine/, Эдам Болдуин /Adam Baldwin/.
Будущие морские пехотинцы проходят выучку-муштру в учебной части «Пэррис Айленд» в Южной Каролине. Под руководством сержанта-инструктора они должны за короткий срок превратиться в «рожденных убивать». И все это лишь затем, чтобы в самом скором времени быть брошенными в эпицентр вьетнамской бойни. Там новобранцам предстоит стать единым отлаженным механизмом адской машины уничтожения.
Однако апокалипсис начинается уже в первой, «мирной части», выдержанной Кубриком в давно «облюбованной» форме трагифарса. Ад для неоперившихся юнцов персонифицирован в лице сержанта Хартмена, вся убогая философия которого сконцентрирована в зычном и пробирающем до «кончиков костей» окрике: «Твердый кулак да божье благословение – и коммунистам крышка!» Ведущий специалист в области палочной дисциплины даже не скрывает, что готовит для войны мертвецов: «Солдаты морской пехоты для того и существуют, чтобы погибать!» В итоге один из морпехов, доведенный сержантским прессингом до умопомрачения, не выдерживает ежедневных издевательств.
Благодаря исполнению Р. Ли Эрми (одержимо и неистово сыгравшего здесь самого себя) «бешеный пес из казармы» получился настолько убедительным, что стал едва ли не главной удачей фильма, в котором помимо него были задействованы хоть и совсем молодые, но все же профессиональные актеры.
Вся эта история, которая лишь формально делится на две половины, показана глазами военного корреспондента Шутника, его сыграл Мэттью Модин, годом раньше отметившийся в «Птахе» Алана Паркера.
Во второй части Кубрик переносит действие непосредственно в эпицентр вьетнамской бойни, где «рожденные убивать», как и было обещано, становятся «пушечным мясом». Вся военная философия о «праве личности на насилие» сводится к одному-единственному сражению: все тот же взвод пехотинцев ценой больших потерь пытается отвоевать у снайпера-вьетконговца микроскопический участок земли между разрушенными строениями, не имеющий абсолютно никакого стратегического значения.
Эта жестокая и в чем-то даже прямолинейная концептуальная схема была извлечена режиссером из романа «Недолго живущие» Густава Хэсфорда. Горечь пессимизма и антивоенный пафос, уже «отработанные» Кубриком и в «Тропах славы», и в определенном смысле в «Докторе Стрейнджлаве», вновь становятся центральной идеей его единственного фильма 1980-х. После «Апокалипсиса сегодня», «Охотника на оленей», «Возвращения домой» и «Взвода», великий Кубрик, по большому счету, ничего принципиально нового не добавляет к данной теме, скорее просто в очередной раз ее закрывает.
Неистовый ритм сражения и, как всегда у Кубрика, впечатляющее визуальное решение предвосхитили появление спилберговского «Рядового Райана». Но в отличие от героического пафоса Спилберга Кубрик показывает войну как своеобразную рекламную кампанию США, в которой отрабатывались методы манипуляции массовым сознанием нации. А, казалось бы, абсурдное сочетание значка с надписью «рожденный убивать», красующегося на касках у пехотинцев, и символа пацифистского движения, нарисованного у них же на куртках, лишь подчеркивает дуализм и смятение героев, втянутых в бессмысленную бойню.